Голкипер МХК «Мамонты Югры» Александр Заливин утверждает, что у вратарей свои «тараканы в голове», но при этом твердо знает, что стоит за этими «насекомыми» особая вратарская психология…
Москва и Ханты-Мансийск – это две абсолютно разные планеты. Как тебе здесь живется – уже как дома или все еще в гостях? Насколько ощутима разница в привычном ритме жизни?
На самом деле мне здесь очень нравится, потому что в Москве очень много развлечений, и ты невольно на них отвлекаешься, а здесь список таких мест не слишком длинный, и мы максимально сконцентрированы на хоккее. Меня это устраивает. А ритм жизни я особо и не поменял, потому что и в Москве я не особо куда-то хожу, предпочитаю остаться дома и отдохнуть.
В этой связи как ты относишься к высказыванию «у хоккеистов нет родины»? Имеет ли значение, насколько далеко от родного дома придется играть?
Я выбор делаю совсем не по факторам «ближе-дальше». Для меня важны отношения в команде, в первую очередь. Если расставлять факторы, весомые для меня, то на первое место я поставлю отношения в коллективе, на второе доверие тренеров.
А финансовая составляющая?
Ну, явно не во главе угла! Деньги придут, главное – играть.
Из тех клубов, за которые ты уже выступал, где нравилось больше всего и почему?
Больше всего мне понравилось в сборной России, потому что было очень интересно перебарывать себя, свой страх, и это были мои первые игры с иностранцами. Что касается именно клубов, то в каждом из тех, где я играл, есть свои положительные стороны, всему свое время. Скажу так: мне нравится решать новые задачи, и, соответственно, в каждый отрезок времени нравится играть за тот клуб, в котором я в этот момент выступаю.
Насколько твои ожидания, связанные с этой командой, совпадают сейчас с реальной действительностью?
Реальность уже даже чуть-чуть переросла мои ожидания – получилось, что я тренировался и сейчас еще тренируюсь с первой командой, хотя в моих планах было только желание достойно провести сезон в МХЛ, так что я очень рад тому, как складываются обстоятельства.
Помнишь ли ты свои первые ощущения в свитере «Мамонтов»?
Да, конечно! Но такие ощущения больше связаны не с конкретным клубом, а с тем, что это была моя первая игра в сезоне. К таким играм всегда особая подготовка – ты просто забываешь все, что было в прошлом сезоне, и начинаешь с чистого листа, меняется большое количество нюансов. Плюс, конечно, новый клуб – это еще большее осознание ответственности.
Насколько соответствует реальной действительности миф о том, что вратари – это особая каста и у них свои «тараканы в голове»?
Это абсолютная правда. Игра вратарей – это в большей степени психология. Я уже давно понял, что ты можешь быть технически отличным вратарем, но если ты не готов психологически, то тебе будет очень тяжело себя проявить. И напротив – ты можешь понимать, что ты не супер-вратарь, но должный психологический настрой позволит тебе играть очень хорошо.
Очевидно, что психология в молодежном хоккее занимает одно из первых мест по степени значимости. Что из себя, в таком случае, представляет психология вратарей в молодежном хоккее – наверное, это вообще какая-то запредельная вещь?
Это во многом зависит от возраста – или ты только пришел, или играешь в МХЛ последний год. Для меня этот год как раз последний в этой лиге, так что психологически очень сложно – тут или пан, или пропал! Хочется показать себя с максимально хорошей стороны, даже еще более высокую грань мастерства продемонстрировать, чем мог бы. В этом смысле даже психология тех, кто родился в 1991 году, отличается от моей – у этих ребят есть впереди еще целый сезон, и право на ошибку, условно говоря, у них еще сохраняется.
Пока «Мамонты» ощутимо лучше играют дома, а не на выезде. По-твоему, с чем это связано?
Дома практически все команды играют лучше, все-таки это родные стены. А на выезде у нас не все получается, я так думаю, потому что не хватает концентрации во время поездок. И готовиться на игру нужно заранее – не в том смысле, чтобы «загружаться» в игру, а просто ехать с осознанием того, куда именно ты едешь, и что тебя там ждет. Дома нас ничего не отвлекает, а вот к выездным играм надо готовиться еще основательнее, ведь на выезде ты не просто сыграл игру – идет серия, и тебе еще нужно переехать в другой город и успеть и отдохнуть в дороге, и адаптироваться.
Чем, по-твоему, команда «Мамонты Югры» отличается ото всех остальных команд? У нее есть свое лицо, стиль?
Это первый год для команды, и всех ребят собрали из разных клубов. Сейчас они пытаются (и я в том числе) найти слаженность в действиях, и такие моменты, когда мы понимаем друг друга уже с полуслова, проскакивают все чаще – вот тогда появляется что-то интересное в нашей игре, виден наш особый стиль.
Защищать ворота «Югры» тебе не пришлось, но потренироваться с первой командой ты успел. Насколько это весомо в плане опыта?
Если честно, раньше это значило больше, особенно в плане опыта. Когда я тренировался в «Динамо» с первой командой, а потом играл во второй, то разница была явно ощутима – как будто в разных местах находился. Но в то время я даже на тренировки с первой командой так настраивался, что меня трясло! А теперь я уже понимаю, что в МХЛ один уровень, в «Югре» другой, и психологически проще перехожу из одного состояния в другое. При этом это, безусловно, очень интересный и хороший опыт.
В какой раздевалке веселее?
В своей, конечно. С «Мамонтами» я провел гораздо больше времени, и у нас больше общих тем для разговоров. У ребят из первой команды все равно свои заботы, семьи, интересы. Там, конечно, тоже бывает весело, но в нашей раздевалке все равно повеселее будет, да и я себя раскрепощеннее здесь чувствую.
Как выглядят твои личные задачи на этот сезон?
Хорошо играть, как и всегда. Для нас в данный момент самое главное – это попасть в плей-офф, хотелось бы помочь в этом команде, и там уже бороться за как можно более высокую ступень.
Для тебя этот год последний в МХЛ, какие планы на будущее?
Я же не руководитель какой-то фирмы – особых планов я строить не могу, потому что это зависит не только от меня. Конечно, хотелось бы попасть в команду, играющую на хорошем уровне, здорово было бы остаться в той же «Югре». В общем, задача – настроить себя уже на высший уровень к следующему сезону и прибавить по максимуму.
Не пугает тебя перспектива оказаться в «Югре» третьим вратарем и, извини, но «полировать» скамейку?
Да вот как раз третьим вратарем не хотелось бы… Лучше тогда в Высшей лиге, но играть, учиться, поработать с хорошим тренером вратарей. Сам по себе ты можешь хоть закататься в углу – но никто, кроме профессионала, не объяснит тебе, что и как делать. Это сложный вопрос, но всегда хотелось бы, в первую очередь, именно играть, хотя, наверное, можно и постепенно идти к своей цели.
И последний вопрос. Ты производишь впечатление крайне спокойного человека. Скажи, пожалуйста, что действительно способно тебя зажечь в этой жизни по-настоящему?
Осознание того, что ты выходишь на новый уровень – и ты ему соответствуешь.
Публикация от 16 ноября 2011 года