Героем этого интервью мы выбрали голкипера молодежной команды «Мамонты Югры» Максима Кукурудзу. Этого игрока называют «своим», ведь он воспитанник сургутской школы хоккея, и растет на глазах югорских болельщиков.
— Максим, в этом сезоне часто играешь, чувствуешь себя номером один?
— Сейчас на многих играх надежда на меня. Но у меня нет такого определения, как «основной вратарь», просто сейчас дают играть чуть больше, а так мы равны с Ильей Рахно. Все вратари у нас стараются пробиться в состав. На выезде мы сыграли пополам. У меня немного не пошла игра. Что-то пошло не так, может, подготовился неправильно. Сейчас я готовлюсь к домашней серии и анализирую все те, ошибки, которые совершил на выезде.
— Каково это чувствовать на себе эту ответственность, когда дают играть чуть больше?
— В начале сезона было тяжело. Сейчас уже привык. На каждый матч настраиваюсь, независимо от того играю я или нет. Когда играю четыре матча подряд, то, конечно, тяжело. Но тяжело в том плане, что нужно мозги привести в порядок и забыть пропущенные голы. Чем быстрее я забуду, тем лучше будет для меня. Поэтому я стараюсь отбросить все плохие мысли и готовиться как-будто заново. Причем физически я чувствую себя прекрасно, в тонусе, а вот психологически напряжение давит. Я отношусь проще ко всему. После игры, я сам разбираю свои голы и смотрю видео. В следующей игре, если происходят такие моменты, в которых я уже допускал ошибку, уже знаю, что делать.
— Как сам готовишься?
— У нас есть видео всех матчей. И каждый гол уже самостоятельно и дотошно разбираю. У нас нет вратарского тренера, некому особо подсказать. Чтобы тренеры не навредили, они стараются доверить анализ мне самому. Перед игрой стараюсь начинать все с чистого листа. Каждый новый матч — это чистый лист. Ошибки свои я уже знаю, и знаю в каких моментах как действовать. Ведь ошибка идет не когда мне забивают, а раньше: все начинается с перемещений перед голом.
— К тренеру вратарей «Югры» обращаешься за помощью?
— Один раз мы быстро перекинулись парой фраз. У «Югры» плотный график, сами видите, сколько у них матчей. Поэтому я понимаю, что тренеру некогда смотреть мои ошибки.
— В этом сезоне календарь игр «мамонтов» не такой уж и загруженный, матчей стало меньше, такие перерывы между играми мешают или дают больше времени восстановиться?
— Большие перерывы только мешают. Домашнюю серию мы отыграли хорошо, поднялись в таблице. И после перерыва поехали на выезд, и вот я почувствовал, что слегка потерял нить игры. Я считаю, что паузы должны быть меньше.
— Есть для тебя особо опасные игроки?
— Да нет, таковых я бы не отметил. Каждый игрок может бросить куда угодно. Если в КХЛ один и тот же состав играет много лет, то в «молодежке» такого нет, каждый год кто-то уходит и кто-то приходит. В командах мастеров с этим все более стабильно.
— А как ты можешь обмануть полевого игрока? Есть свои хитрые приемы?
— Да, бывают маленькие хитрости, всех не расскажу, но вот, например, могу чуть угол открыть намеренно, чтобы игрок туда бросил. Но это бывает очень редко, в основном стараюсь играть по шайбе. Нынешние игроки стали много думать и уже все читают. Тем более вратари подсказывают в раздевалке, если замечают какие-то хитрости со стороны вратаря соперника.
— Вспомнишь самый курьезный гол в твоей карьере?
— Мы играли дома в прошлом году с «Сибирскими снайперами», мне тогда забили из-за ворот. И попала мне шайба в ногу и залетела в ворота, вышло так, будто сам себе забил. Но ребята с команды все поняли. В этом сезоне я также пропустил гол в первой домашней серии. Там практически из-за ворот мне бросили. Но тот гол мне запомнился больше всего, думаю, потому что именно в той игре и в том моменте я плохо сыграл. Больше я стараюсь так не играть.
Для меня тяжело играть в меньшинстве, особенно «5 на 3». В этой ситуации ты понимаешь, что если сейчас хорошо сыграешь, то заведешь команду психологически. Тут двойная ответственность, надо помочь партнерам, и соперник может в таком большинстве много чего сделать. Нет предела совершенству. Я в выездной сери пропустил гол, играя «5 на 3», пока стабильно держать эти минуты не получается. Иногда пропускаю, а иногда нет. Если на этом «зацикливаться», то можно упустить другие моменты.
— А любимый сейв есть?
— В игре с Тюменью, в этом году был хороший момент. Когда уже были практически пустые ворота, я уже лежал и вот только краем руки вытащил шайбу. Это запомнилось.
— Говорят, что вратари — это «особые» люди в команде, что они более замкнутые, почему?
— Многие вратари больше суеверны, чем другие игроки, и я в том числе. Это даже немного мешает. Суеверия практически во всем. Особенно в день игры там уже доходит до того, что думаешь, с какой ноги вообще встать надо. Звучит, конечно, смешно, но поневоле начинаешь верить во все. Особенно, когда это все срабатывает. Но с воротами я стараюсь не колдовать, надеюсь всегда, что штанга и перекладина — мои лучшие друзья и помогут мне в трудную минуту. А в основном надеюсь только на себя.
— Какие отношения в команде вне льда?
— Я со всеми в хороших отношениях. Мы — одна команда, нам вместе играть. Из нападающих я в хороших отношениях с Пашей Поповым, Робертом Корчохой, Денисом Миниахметовым, он играл у нас в прошлом году. И с вратарями хорошо общаюсь, с ребятами, которые у нас играли в прошлых сезонах, мы до сих пор поддерживаем связь. С некоторыми еще по детской школе общались.
— Общаешься ли с вратарями первой команды?
— С Гелашвили и Фокиным мы еще не пересекались. Может они даже не знают про меня (смеется). Но если будет возможность, то я был бы рад пообщаться с ними. У них ведь опыта гораздо больше, они много лет играют в КХЛ, оба настоящие профи. А за Гелашвили я следил еще в детстве, мне нравится его игра.
— Что нужно вратарю помимо хорошей реакции?
— Важно иметь хорошую растяжку. Мы как-то с Ильей Рахно разговаривали об этом и пришли к выводу, что еще вратарю нужно желание поймать шайбу. А как ты ее поймаешь: реакцией, растяжкой, выбором позиции – это все уже не важно. Главное, остановить эту шайбу.
— Расскажи о своем образовании? Успеваешь учиться?
— Учусь на третьем курсе в Югорском государственном университете, факультет физической культуры и спорта. Мне повезло, часто преподаватели входят в положение, да и сам всегда стараюсь закрыть сессию без долгов. Учусь на очном отделении, конечно, трудно совмещать. Но без образования никуда не пойдёшь, поэтому нужно учиться и находить на это время. Поэтому заставляю себя сесть прочесть книгу или написать курсовую.
— Ты сам из Сургута, это довольно близко к Ханты-Мансийску, удобно, когда дом рядом?
— С одной стороны это хорошо, потому что есть возможность чаще видеть родных: маму, папу и сестёр. Но с другой стороны я понимаю, что дом рядом и постоянно хочу съездить туда. Это отвлекает порой.
— Родители в Ханты-Мансийск приезжают?
— Мама не очень любит смотреть, когда я играю. Она даже текстовые трансляции старается не читать. Очень переживает за меня. У меня сестра спортсменка, она профессионально занималась дзюдо, мама вот и на её соревнования боялась ходить. После игр я ей звоню и рассказываю, как все прошло. А в хоккей меня привела сестра, ей самой пришлось уйти из спорта — была серьёзная травма, делали три операции на колене. Сейчас она фитнес-тренер, я часто консультируюсь у нее по стрейчингу и растяжке. Она всегда мне подсказывает и помогает.
— Говорят, ты пробовал себя в чебаркульской команде?
— Два года назад я перебирался по наставлению Павла Езовских в Чебаркуль в «Звезду», это военная команда. На тот момент мне катастрофически не хватало игровой практики, поэтому доиграл в «Звезде» до конца сезона.
— В последнее время у наших игроков раскрываются разные таланты, а чем ты можешь похвастаться?
— Я всегда увлекался спортом, причем самым разным. На гитаре когда-то учился играть, даже в музыкальную школу ходил. Но сейчас уже ничего не умею. А так занимался сначала гимнастикой, моя сестра знала, что если я пойду дальше в спорт, то гимнастика мне пригодится. Потом было плавание, получалось так себе, до сих пор не очень хорошо плаваю (смеется). Год занимался дзюдо, потом сестра привела меня в хоккей. И это вид спорта меня «затянул», пришлось выбирать между музыкальной школой и спортом. Но сам преподаватель сказал родителям, чтобы не мучили ребенка гитарой (смеется).
— Ставишь все на карьеру, или можешь отвлекаться на личную жизнь?
— На данном этапе жизни у меня в приоритете карьера. Я считаю, что нужно сначала всего добиться в спорте, а все остальное придет. Кафе и кино никуда не денутся, а хоккей я могу потерять. Хотя у каждого по-своему: я видел ребят моего возраста, которые создавали семью, женились, и добивались успеха во всем. Еще замечу, что многих спортсменов губят плохие пристрастия. Я считаю, что спортсменом нужно быть 24 часа в сутки. Каждый атлет — это публичная личность, нужно вести себя достойно всегда и везде.
Юлия Ниязова, служба новостей UGRANOW.RU