Главный тренер «Югры» Андрей Разин рассказал об особенностях работы с молодёжью, о привлечении игроков «Мамонтов Югры» в основную команду, а также о том, как он сам пробивался в состав профессионального клуба, будучи молодым игроком.
— Оцените перспективы нашей «молодежки»?
— Трудно оценивать перспективы именно «молодежки», потому что они сегодня работают и стараются, а завтра влюбляются, женятся и дети у них рождаются. И ещё много других нюансов. На голову иногда сваливается такое, что ребята в этом возрасте могут не перенести минуты славы и быстро закончить, в прямом смысле слова. Это очень тонкая грань, поэтому не хочется говорить, что в молодежном хоккее всё безоблачно. Есть талантливые ребята, но они сами должны раскрывать свои таланты.
Мы уже привлекаем в состав шесть – семь игроков «Мамонтов Югры». Сегодня, например, они с нами две тренировки провели. Не буду выделять кого-либо, но есть талантливые ребята с хорошим катанием и игровым мышлением. Мы за ними пристально следим.
— Общаетесь с тренерским штабом «Мамонтов Югры»?
— Мы не только общаемся со всеми тренерами нашей «молодёжки», мы всегда в тесном контакте и с генеральным менеджером клуба. Евгений Хацей смотрит все игры «Мамонтов», его мнение мы тоже учитываем. Он в хоккее далеко не последний человек. У тренера по защитникам больше видения защитников, у меня – нападающих, но общее мнение всего тренерского штаба учитывается.
— Вам нравится работать с молодежью?
— Мне нравится работать со всеми. Мне нравится, когда человек, которому объясняешь, слушает. Молодежь в большинстве своем слушает и старается всё выполнять. Но если зрелый хоккеист и не слушает, и не забивает, и вредит команде, то это бесит…Молодежи нужно много работать, и они стараются. У каждого игрока есть своя индивидуальность. Я всегда говорю: если ты забиваешь одну, а «привозишь» в свои ворота две, то ты плохой хоккеист, и уж тогда лучше сыграть 0:0. И неважно, взрослый хоккеист или молодой. Если игрок приносит пользу команде, то мне он уже нравится.
— Следите за развитием Молодежной лиги?
— Время идет. В «Ижстали» мы набрали много ребят 1994 года, на тот момент они были лимитчиками, но это было в ВХЛ. В КХЛ другой уровень. В прошлом году в «Автомобилисте» много было молодых ребят. В этом году, когда начинал сезон в Екатеринбурге, у нас состоялся «самый молодой гол в КХЛ», то есть самый молодой игрок его забил. Везде есть свои преимущества. Хорошо, когда в команде есть талант, например, в «Автомобилисте» это был Анатолий Голышев. В прошлом году он работал, и это было приятно. В этом году у него что-то пошло не так. В «Югре» Павел Варфоломеев – очень талантливый хоккеист, но тоже со своеобразным характером. С ним интересно работать. Нет команды, в которой не было бы молодого интересного хоккеиста.
— Вспомните себя в «молодежке», о чем тогда мечтал Андрей Разин?
— Во всех командах рассказываю о том, как долго я шел в большой хоккей. В 16 лет впервые попал в команду мастеров: меня взяли на предсезонку в тольяттинскую «Ладу». Счастье было рядом. Но (!)первую предсезонку в основном составе я провёл только в 24 года. Сейчас в это трудно поверить, но каждый сезон я заканчивал в составе, а новый начинал, в лучшем случае, в пятом звене, то было шестое, седьмое и восьмое звено… В 24 года Валерий Белоусов позвал меня в «Магнитку», и впервые я начал сезон в четвёртой пятёрке. В 27 лет я попал на драфт, в 27 лет я попал в сборную.
— Получается, что «молодёжки» в те времена, как таковой, и не было?
— Да. Была команда «Лада-2». Интересная история со мной произошла в 19 лет. Тогда как раз создавался нижнекамский «Нефтехимик», они начинали с самых низов, перед ними ставились большие задачи. На игру между «Ладой-2» и «Нефтехимиком» пришел Геннадий Цыгуров. Как сейчас помню, мы выиграли со счетом 5:3, я три гола забил и отдал две результативные передачи. Но в команду мастеров меня все равно не подняли. Благодарен Геннадию Фёдоровичу за то, что он закалил мой характер. Я не подходил под его стиль и модель игры. У меня были другие качества и хорошо, что на моем пути появился Валерий Белоусов, который оценил меня и пригласил в «Металлург».
— Сейчас многие молодые хоккеисты хотят сразу попасть в КХЛ, не пройдя всю вертикаль. Какое у вас мнение на этот счет?
— Если человек талантлив, как Овечкин и Малкин, то нужно как можно раньше попадать для начала в команду МХЛ. ВХЛ можно перепрыгнуть. Теперь, когда в заявке КХЛ есть обязательное условие – 2 лимитчика, попадай в эти две заявки и играй в КХЛ. Если ты способен играть среди мужиков, то почему бы не почувствовать «вкус крови». Ведь мужики могут врезать так, что мало не покажется. Здесь любое промедление и недооценка ситуации может плачевно закончиться для хоккеиста. Представьте, молодой хоккеист, который весит килограммов 70, сталкивается со 100-килограммовым игроком. Это может завершиться не только физической травмой, но и психологической.
— Смотрели Молодежный чемпионат мира-2017?
— До четырёх утра смотрел матч за третье место, это было как раз после игры с «Торпедо». И я поймал себя на мысли, что меня трясло сильнее, чем на матче с нижегородцами. Особенно следил за двумя хоккеистами: за Кириллом Беляевым, ведь нам предстоит с ним работать, и за сыном нашего тренера по физпоготовке Кириллом Ураковым.